Из статьи узнаете про содержание услуг управления и про коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества.
Прошлые уроки (темы):
- Тема 1. Основы управления МКД
- Тема 2. Договор управления МКД с собственниками, ТСЖ/ЖСК
- Тема 3. Что включает в себя оплата за содержание жилья
Услуги управления
Перечень работ и услуг по управлению МКД содержится в:
- Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416, далее — Правила 416);
- ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования.
Услуги управления собирательное название и включает в себя как услуги, так и работы.
Услуги управления обязательные для выполнения:
- УО, заключившими договор управления;
- ТСЖ, ЖСК, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление МКД без заключения договора управления с управляющей организацией;
- собственниками помещений в МКД при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме;
- застройщиками, управляющими МКД до заключения договора управления с управляющей организацией.
Такая обязанность установлен пунктом 1 Правил 416.
При этом закон не делает различий в объеме услуг управления, которые должны оказываться УО и ТСЖ. В итоге, УО и ТСЖ равны с точки зрения обязательств по услугам управления ( в том числе и ЖСК и иные управляющие МКД).
Услуги управления занимают значительную часть работы УО. Как правило это административная работа, которая задействует офисный персонал, а по некоторым направления и другой персонал.
Например, простая на вид услуга по организации начислений за ЖКУ представляет собой целую цепочку действий, которую мы даже не можем представить зачастую.
Чтобы начислить коммунальные услуги, нам понадобится принять показания. Для этого надо создать условия приема показаний — будет это смс сообщения, ватцап или на бумажках через почтовый ящик. Собственники передали показания — требуется их обработать и ввести в программу для начислений (как правило, устанавливается 1С.ЖКХ).Соответственно, требуется и приобрести соответствующую программу для учета и начисления всех услуг.После начислений требуется распечатать платежки на бумажном носителе и раскидать их по почтовым ящикам. Все это, на первый взгляд, простая механическая работа, но требующая внимания и финансовых, трудовых ресурсов. И я еще не описал процесс выгрузки сведений в ГИС ЖКХ. |
Перечислим основные услуги управления:
- хранение и передача техдокументации на МКД;
- ведение реестра собственников в МКД (для УО данное требование является лицензионным и нарушение в порядке ведения реестра или передачи такого реестра по запросу собственников будет считаться лицензионным нарушением);
- разработка перечня работ и услуг в МКД, а если МКД управляет ТСЖ/ЖСК, то годового плана содержания и ремонта общего имущества в МКД;
- расчет и обоснование финансовых потребностей для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
- заключение договоров с РСО на поставку коммунальных услуг (нарушение УО требования будет считаться лицензионным);
- организаций расчетов за ЖКУ (ведение лицевых счетов, учет поступивших денег и т.д.);
- судебная работа с неплательщиками (стандартов работы нет, каждая организация сама определяет свои стандарты);
- и др.
Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества (КР на СОИ)
КР на СОИ теоретически должны возникать в МКД при управлении МКД. Например при поливе палисадника на придомой территории будет использоваться вода, которая подлежит оплате. Аналогично и в отношении расхода воды техслужащей при уборке (влажное мытье) подъезда в МКД.
Размер оплаты по КР на СОИ определяется исходя из норматива (ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ).
В части 9.2 ст. 156 ЖК РФ указано, что после расчета по нормативу должен делаться перерасчет размера таких расходов КР на СОИ исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
И такая норма является логичном. Ведь, если в МКД есть общедомовой счетчик, а по объем КР на СОИ по нормативу оказался больше, чем, если из объема по общедомовому счетчику вычесть объем по индивидуальным счетчикам, то в итоге будет происходить оплата за КР на СОИ больше чем по факту, зафиксировано счетчиками.
Но проблема заключается в том, что ни одним нормативным правовым актом не установлен порядок перерасчета КР на СОИ.
Что делать в такой ситуации, чтобы не платить за КР на СОИ по нормативу, рассмотрим в следующих статьях.