Из статьи узнаете про содержание услуг управления и про коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества.
Прошлые уроки (темы):
- Тема 1. Основы управления МКД
- Тема 2. Договор управления МКД с собственниками, ТСЖ/ЖСК
- Тема 3. Что включает в себя оплата за содержание жилья
Услуги управления
Перечень работ и услуг по управлению МКД содержится в:
- Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416, далее — Правила 416);
- ГОСТ Р 56038-2014 Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования.
Услуги управления собирательное название и включает в себя как услуги, так и работы.
Услуги управления обязательные для выполнения:
- УО, заключившими договор управления;
- ТСЖ, ЖСК, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление МКД без заключения договора управления с управляющей организацией;
- собственниками помещений в МКД при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме;
- застройщиками, управляющими МКД до заключения договора управления с управляющей организацией.
Такая обязанность установлен пунктом 1 Правил 416.
При этом закон не делает различий в объеме услуг управления, которые должны оказываться УО и ТСЖ. В итоге, УО и ТСЖ равны с точки зрения обязательств по услугам управления ( в том числе и ЖСК и иные управляющие МКД).
Услуги управления занимают значительную часть работы УО. Как правило это административная работа, которая задействует офисный персонал, а по некоторым направления и другой персонал.
Например, простая на вид услуга по организации начислений за ЖКУ представляет собой целую цепочку действий, которую мы даже не можем представить зачастую.
| Чтобы начислить коммунальные услуги, нам понадобится принять показания. Для этого надо создать условия приема показаний — будет это смс сообщения, ватцап или на бумажках через почтовый ящик. Собственники передали показания — требуется их обработать и ввести в программу для начислений (как правило, устанавливается 1С.ЖКХ).Соответственно, требуется и приобрести соответствующую программу для учета и начисления всех услуг.После начислений требуется распечатать платежки на бумажном носителе и раскидать их по почтовым ящикам. Все это, на первый взгляд, простая механическая работа, но требующая внимания и финансовых, трудовых ресурсов. И я еще не описал процесс выгрузки сведений в ГИС ЖКХ. |
Перечислим основные услуги управления:
- хранение и передача техдокументации на МКД;
- ведение реестра собственников в МКД (для УО данное требование является лицензионным и нарушение в порядке ведения реестра или передачи такого реестра по запросу собственников будет считаться лицензионным нарушением);
- разработка перечня работ и услуг в МКД, а если МКД управляет ТСЖ/ЖСК, то годового плана содержания и ремонта общего имущества в МКД;
- расчет и обоснование финансовых потребностей для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ);
- заключение договоров с РСО на поставку коммунальных услуг (нарушение УО требования будет считаться лицензионным);
- организаций расчетов за ЖКУ (ведение лицевых счетов, учет поступивших денег и т.д.);
- судебная работа с неплательщиками (стандартов работы нет, каждая организация сама определяет свои стандарты);
- и др.
Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества (КР на СОИ)
КР на СОИ теоретически должны возникать в МКД при управлении МКД. Например при поливе палисадника на придомой территории будет использоваться вода, которая подлежит оплате. Аналогично и в отношении расхода воды техслужащей при уборке (влажное мытье) подъезда в МКД.
Размер оплаты по КР на СОИ определяется исходя из норматива (ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ).
В части 9.2 ст. 156 ЖК РФ указано, что после расчета по нормативу должен делаться перерасчет размера таких расходов КР на СОИ исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
И такая норма является логичном. Ведь, если в МКД есть общедомовой счетчик, а по объем КР на СОИ по нормативу оказался больше, чем, если из объема по общедомовому счетчику вычесть объем по индивидуальным счетчикам, то в итоге будет происходить оплата за КР на СОИ больше чем по факту, зафиксировано счетчиками.
Но проблема заключается в том, что ни одним нормативным правовым актом не установлен порядок перерасчета КР на СОИ.
Что делать в такой ситуации, чтобы не платить за КР на СОИ по нормативу, рассмотрим в следующих статьях.

