Очень часто для экономии поиска кандидатов в счетную комиссию в повестку дня включают вопрос о наделении председателя и секретаря общего собрания полномочиями по подсчету голосов. В итоге получается ситуация, когда счетную комиссию представляют фактически председатель и секретарь общего собрания. Вопрос о законности такого решения был рассмотрен Верховным судом в определении от 10.09.2019 N 18-КГ19-88.
Один из собственников обратился в суд с требованием о признании недействительным решение общего собрания собственников. По мнению такого собственника, решение общего собрания собственников помещений является недействительным, поскольку председатель и секретарь общего собрания вошли в состав счетной комиссии, что законом не предусмотрено.
Спор дошел до Верховного суда, который в определении от 10.09.2019 N 18-КГ19-88 указал, что
В законодательстве отсутствуют требования к кандидатурам и числу членов счетной комиссии, в том числе отсутствует прямой императивный запрет избранному председателю и секретарю общего собрания входить в состав счетной комиссии. Формирование состава счетной комиссии и требования к членам общей комиссии законодателем оставлено на усмотрение общего собрания.
Также суд указал, что в соответствии с письмом Минстроя России от 28 февраля 2018 г. N 7252-ЕС/04 «О требованиях к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме» включение в состав счетной комиссии председателя общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а равно секретаря такого собрания является допустимым, в случае если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено иное.
Таким образом, допускается наделение председателя и секретаря общего собрания полномочиями по подсчету голосов без отдельного избрания счетной комиссии.