Нормативных правовых актов, которые регламентируют сферу управления МКД, огромное количество. К сожалению, потребители ЖКУ, а зачастую и представители ТСЖ/ЖСК, знаю пару законов и в своих знаниях могут быть ограничены. Поэтому я решил разобрать самые важные и часто применяемые нормативные правовые акты в сфере управления МКД.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Сокращенное название данный документ получил — Правила 354 или Правила предоставления коммунальных услуг. Правила 354 пришли на замену Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства № 307 от 25 мая 2006 года.
Из названия Правил 354 уже понятно, что оно применимо к ситуациям, когда идет речь о коммунальных услугах в многоквартирных и индивидуальных домах. Разберу подробнее где и что искать в Правилах 354 на примере вопросов и ответов
Договор на предоставление коммунальных услуг: какие коммунальные услуги существуют, форма договора, качество услуг, существенные условия
П. 3 -30 Правил 354 подробно регламентирует базовые вопросы предоставления коммунальных услуг:
- кто имеет право на предоставление коммунальных услуг и с какого периода (пп. а п. 3 Правил 354). Например, собственник и совместно с ним проживающие лица с момента возникновения у собственника права собственности и т.д.
- закреплен общий принцип на круглосуточное предоставление коммунальных услуг (пп. в п. 3 Правил 354)
- перечислены все коммунальные услуги которые могут могут быть оказаны, но с учетом степени благоустройства дома (п. 4 Правил 354). Правила 354 выделяют 7 коммунальных услуг — холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, обращение с твердыми коммунальными отходами
- установлена возможность заключения договора на предоставление коммунальных услуг без составления письменной формы договора, то есть путем совершения действий, из которых явствует намерение потребителя получать услугу ( передача показания счетчиков, оплата услуг, подача заявки на ввод счетчика в эксплуатацию и т.п.) — п. 6, 7 Правил 354
- обязательные условия договора на предоставление услуг перечислены в п. 19 Правил 354, а если у потребителя отсутствует счетчик, то к этому списку прибавляются условий из п. 20 Правил 354.
- если договор по коммунальным услугам заключаем непосредственно с ресурсоснабжающими организациями, то такой договор заключаются на неопределенный срок по форме типового договора — п. 21 Правил 354 и форма типового договора в приложении 1(1) к Правилам 354
- установлена обязанность управляющих организация и ТСЖ направлять в адрес собственников договоры, содержащие условия о коммунальных услуг, то есть устанавливает обязанность инициировать заключения договора с собственниками (п. 22 Правил 354).
Права и обязанности потребителей и исполнителей коммунальных услуг (РСО, УО, ТСЖ)
Обязанности исполнителей коммунальных услуг закреплены в п. 31 Правил 354, среди которых снятие показаний ОДПУ, проведение проверок счетчиков не реже 1 раза в 6 месяцев и т.д.
Права исполнителей коммунальных услуг содержатся в п. 32 Правил 354 — требовать доступ к жилое помещение для осмотра общего имущества, устанавливать на счетчик антимагнитные пломбы, приостанавливать и ограничивать коммунальные услуги и т.д.
Права потребителей содержатся в п. 33 Правил 354 — получать коммунальные услуги в объеме и в качестве, требовать от представителей исполнителей документы, подтверждающие их полномочия на доступ в жилое помещение, снимать и передавать показания и т.д.
Обязанности потребителей указаны в п. 34 Правил 354 — в случае аварий сообщать об этом в аварийную службу, сохранять на счетчиках пломбы и т.д.
Порядок расчета и внесения коммунальных услуг
П. 36- 79 посвящены таким вопросам и содержат многие положения по расчету (формулам) коммунальных услуг. Но в большей части эти положения отсылают к формулам в приложение 2.
В пункте 59 Правил 354 содержится норма о среднемесячных начислениях, если не переданы показания ИПУ. Как считать по среднемесячному читайте в статье.
Обязательные реквизиты платежных документов содержатся в п. 69 Правил 354, а запрет на размещение рекламы в платежных документах указан в п. 69(1) Правил 354.
Кстати, именно в пп. к(1) п. 69 содержится требование по наличию штрихкодов. Подробнее в статье — Куда идут деньги за ЖКХ? Миф о расшифровке штрихкодов на платежках ЖКХ. Также следует отметить, что среди реквизитов платежных документов нет таких как печать и подпись бухгалтера управляющей организации, подробнее в этом в статье.
Возможные варианты способов оплаты коммунальных услуг содержатся в п. 65 Правил 354 (безналичный, наличный расчет и т.д.)
Вопросы установки и эксплуатации счетчиков
Урегулированы в п. 80 — 85(3) Правил 354.
Оснащение индивидуальными приборами учета — обязанность собственников, а ввод в эксплуатацию таких приборов учета осуществляется по заявке собственника (п.81 Правил 354). О том, кто должен следить за сроками поверки счетчиков читайте в статье.
Что подлежит проверке в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию указано в п. 81(4) Правил 354.
Реквизиты акта ввода в эксплуатацию и процедура составления актов в п. 81(6)- 81(8) Правил 354.
О несанкционированном вмешательстве в работу счетчика указано в п. 81(11) Правил 354.