28.11.2018 года был опубликован Федеральный закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» . Вступает в силу данный закон с 1 января 2021 года.
Отказ в субсидии только при наличии судебного решения
Субсидия за ЖКУ не предоставляется только при наличии задолженности, которая подтверждена вступившим в законную силу, судебным актом о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период не более 3-х лет.
Информацию о наличии задолженности судебного акта, уполномоченный орган получает из системы. Со слов СМИ речь идет о ГИС ЖКХ, а в пояснительной записке указано:
для проверки наличия у гражданина задолженности уполномоченный на предоставление субсидий орган использует банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
По своему содержанию, можно отметить, что закреплена презумция добросовестности плательщика (обратившегося за оформлением субсидии).
До вступления в силу данных положений гражданин сам обязан предоставить либо справки из управляющей, либо иной документ, подтверждающий уплату ЖКУ и отсутствие задолженности.
С 1 января 2021 года возможна ситуация, когда есть, но нет решения суда (по тем или иным причинам), но гражданин может получить субсидию, поскольку нет решения суда.
Субсидии могут перечислять в обход гражданина в управляющую
Часть 7 ст. 159 ЖК РФ дополнили положением, согласно которому законом субъекта РФ может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств, которому должна вноситься оплата за ЖКУ.
В пояснительно записке к проекту закона на стадии инициативы было указано:
Одним из условий предоставления указанных мер социальной поддержки является отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги или заключение и (или) выполнение гражданами соглашений по ее погашению.
Факт отсутствия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг проверяется в соответствии с пунктом 64 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, уполномоченным на предоставление субсидий органом путем получения от наймодателя, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, ресурсоснабжающих организаций сведений об оплате за жилое помещение и коммунальных услуг.
Вместе с тем на практике имеются случаи, когда граждане фактически лишаются права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за предоставления управляющими организациями недостоверных или неточных сведений, а также в связи с осуществлением ими неправильного расчета размера соответствующей платы и выставления задолженности с истекшим 3-х годовалым периодом давности.
В результате граждане вынуждены отстаивать свои права в судах и в органах государственной власти, доказывая отсутствие задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, при том, что злоупотребления управляющих организаций не пресекаются.