Минприроды России выпустил письмо от 11.10.2019 N 08-25-53/24802, где содержатся разъяснения по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО». Рассмотрим основные положения письма.
Содержание
Отходы в виде веток, листвы, древесных остатков не являются ТКО и их вывоз не входит в тариф
Минприроды сделал вывод — растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом N 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Позиция Минприроды основана на том, что согласно ст. 1 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ определено понятие ТКО — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Из определения явствует — к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В итоге, отходы в виде содержания зеленых насаждений образуются за пределами жилых помещений и поэтому они не могут быть отнесены к ТКО в рамках тарифа на ТКО. Также такие отходы не учитываются и при определении норматива накопления ТКО.
В свою очередь, Минприроды напомнил, что в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.
Отходы, образующиеся в результате капитального ремонта не входят в тариф ТКО и зону ответственности рег оператор
Рассматривая вопрос об отнесении мусора в результате текущего ремонта жилых помещений, Минприроды отметил, что отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Читайте также — Права потребителей услуги по обращению с ТКО
Отходы от частных домовладений в виде твердого топлива (дрова, уголь) являются ТКО и входят в тариф
Отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц в процессе отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) могут быть отнесены к ТКО на основании основного признака, как отходы, образованные внутри жилого помещения, и также подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Вывод сделан на основании понятия ТКО согласно ст. 1 ФЗ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ .
Однако, Минприроды отметил, что в контейнерах запрещается складировать, в частности, горящие, раскаленные или горячие отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО. Следовательно, если образованные физическими лицами отходы в результате отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) в конкретном случае являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их складирование в контейнерах не допускается.
Уборка мест погрузки ТКО — является обязанностью регионального оператора.
Уборка мест погрузки ТКО — действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, является обязанностью регионального оператора.
Обоснование — п. 13 Правил № 1156 и п. 148(12) Правил № 354, согласно которым: региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз
Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ
Минприроды отметил, что в случае обнаружения региональным оператором несанкционированного места размещения ТКО (свалка), он обязан в течение 5 рабочих дней уведомить об этом собственника земельного участка, орган МСУ и в орган экологического надзора.
К вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.