Мы уже рассматривали вопрос о законности требований ГЖИ и Прокуратуры по составлению и выгрузке промежуточных балансов в ГИС ЖКХ. Позицию из статьи активно использовали коллеги в судебных спорах с Прокуратурой. В той статье мы рассмотрели позицию Верховного суда (решение от 29.01.2018 № АКПИ17-1010), который указал, что не все компании должны составлять промежуточную отчетность. Обязанность ее представления (составления) должны быть установлена законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта. На этот раз, Верховный суд рассмотрел спор применительно к работе ТСЖ (апелляционное определение от 1 июля 2021 г. №АПЛ21 – 222). Подробнее в настоящей статье.
Постановлением мирового судьи председатель, как должностное лицо, была привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 13.19.2 КоАП из-за отсутствием в ГИС ЖКХ бухгалтерского квартального отчёта за 3-й квартал 2019 г. После попыток оспорить штраф председатель обратился с иском о признании недействующим пункта 16.3 раздела 10 состава Приказа Минкомсвязи и Минстроя № 74/114/пр от 29.02.2016, который указывает на необходимость выгрузки промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за квартал.
Верховный суд поставил точку в данном вопросе (апелляционное определение от 1 июля 2021 года по делу №АПЛ21-222).
Суд указал, что что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется экономическим субъектом и в том случае, когда законодательством РФ, к которому относятся также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области жилищного законодательства, предусмотрена обязанность
представления и публикации указанной отчётности. Таким нормативным документом является Приказ Минкомсвязи и Минстроя № 74/114/пр от 29.02.2016 года, который в в пункте 16.3 раздела 10
определил порядок и срок размещения товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности за квартал в ГИС ЖКХ при её формировании.
Председатель указал, что приказ не содержит формулировки «при её формировании».
Суд указал, что пунктом 52 Положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99),
утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43 н, и являющегося нормативным правовым актом органа государственного регулирования бухгалтерского учёта, предусмотрено, что случаи и порядок представления и публикации промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности определяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Таким образом, определять случаи и порядок представления такой отчётности вправе также и органы государственной власти, не осуществляющие государственное регулирование бухгалтерского учёта, но которые уполномочены устанавливать порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации,
обязательное размещение которой законодательно предусмотрено в ГИС ЖКХ.
Таким образом, по мнению Верховного суда ТСЖ и УО обязаны формировать промежуточную бухгалтерскую отчетность ежеквартально и выгружать её в ГИС ЖКХ.