В Госдуме рассматривается законопроект № 662059-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ внесен депутатом Яровой И.А. Рассмотрю данный законопроект — на кого он может повлиять, а также расскажу об основных заблуждениях СМИ.
Управляющих организаций не лишают права работать с коллекторами
Как бы это странно не было, но данным законопроектом:
не предусмотрен запрет на привлечение коллекторов по работе с должниками, а предусмотрен запрет на «продажу» долгов.
Суть в том, что в части работы организаций с коллекторами существует две схемы работы.
- Первая заключается в том, что коллекторы просто работают по взысканию долгов в пользу организации, но лично коллекторы не получают взысканные суммы. Взысканные суммы идут на счет организации (кредитора).
- Вторая схема заключается в работ в переуступке права требования (получения суммы долга) — управляющая организация заключает договор переуступки и именно коллекторы в конечном итоге получат деньги за ЖКУ.
Законопроектом планируется запретить работать именно по второй схеме, дополнив ст. 155 ЖК РФ пунктом 18, согласно которому организации ЖКХ (управляющие, ТСЖ, ресурсоснабжающие организации) не вправе уступать право (требования) по взысканию задолженности за ЖКУ третьим лицам.
Что останется у коллекторов?
У коллекторов останутся все способы взаимодействия с должниками, предусмотренные ст. 4 ФЗ-230 от 03.07.2016 г. :
- личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
- телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
- почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника
Как должна происходить процедура начала работы коллекторов по взысканию задолженности за ЖКУ?
Когда организации ЖКХ привлекают коллекторов для работы с должниками, то об этом должны уведомляться должники. Об этом нам говорит ст. 9 ФЗ-230 от 03.07.2016 г.
Уведомление обязаны направить в письменной форме по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения текста уведомления под расписку должнику в течение 30 рабочих дней с даты привлечения коллекторов.
Как обосновывают принятие запрета на продажу долгов коллекторам?
В пояснительной записке к законопроекту указано, что передача коллекторским агентствам права взимания задолженности граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг нарушает общие подходы по истребованию задолженности во вне судебном и судебном порядках, установленных жилищным законодательством, и создает условия для нарушения прав граждан.
Анализ правоприменительной и судебной практики показывает, что уступка прав требований организациям, не являющимся специально уполномоченными участниками рынка жилищно-коммунальных услуг, приводит к злоупотреблениям и нарушениям прав и законных интересов граждан. В Хабаровском крае и ряде других регионов имели место факты, свидетельствующие о применении местными коллекторами грубых и внеправовых средств воздействия на граждан. Уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан.