Поступил вопрос: может ли УО включить в тариф на содержание и ремонт свою прибыль? Рассмотрим подробнее в статье.
УО являются коммерческими организациями
Все УО, которые имеют лицензию, являются коммерческими. Коммерческой организацией признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Это следует из ч. 1 ст. 50 ГК РФ.
Как правило, такие коммерческие организации создаются в форме ООО (общества с ограниченной ответственностью). Мы пока не берем в расчет муниципальные или государственные УО (МУП, ГУП).
Лицензии на управление МКД выдаются для коммерческой деятельности. Это прямо следует из стю 192 ЖК РФ:
деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).
То есть, УО имеют право на законодательном уровне вести деятельность, направленную на получение прибыли. При этом, в законе нет никаких исключений в отношении права УО на получение прибыли.
Методические рекомендации по формированию тарифов на содержание и ремонт предусматривают включение прибыли УО
Закон не регламентирует экономический процесс формирования тарифа на содержание и ремонт. По этой причине нельзя найти в законе прямого указания, что УО могут или не могут включать прибыль в тариф.
Вопрос об утверждении и формировании тарифа отдан для согласования УО и собственниками. Тариф утверждается на общем собрании собственников с учетом предложений УО и устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Но иная ситуация в части формирования тарифов для МКД, где не выбран способ управления. Там местные администрации обязаны проводить конкурсы по выбору УО и соответственно устанавливать тариф.
На этот случай администрации руководствуются:
- Методическими рекомендациями (утверждены Приказом Госстроя России от 28 декабря 2000 г. № 303, далее — Приказ № 303);
- Методическими рекомендациями (утверждены Минстроя от 6 апреля 2018 г. № 213/пр, далее — Приказ № 213/пр).
Данные методические рекомендации не являются обязательными для УО, с которыми заключены договоры управления на основании решения общего собрания. Но при отсутствии прямого указания в законе мы можем для примера взять положения таких методических рекомендаций.
Так, раздел 4 Приказа № 303 содержит прямое указание, что
Помимо себестоимости вторым элементом тарифа (общей потребности в финансовых средствах) на содержание и ремонт жилищного фонда является прибыль. При этом необходимо исходить из того, что хозяйствующему субъекту (подрядчику) требуется развитие и модернизация.
При расчете тарифов величину прибыли рекомендуется определять на основе установленного норматива. При этом необходимо исходить из того, что хозяйствующему субъекту (подрядчику) требуется развитие и модернизация.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что УО, как коммерческие организации вправе включать в тариф на содержание и ремонт плановую прибыль. Иначе сама деятельность УО, как коммерческой организации, сводится на нет.