Участник блога задал вопрос:
Что предпринять, если управляющая организация не представляет экономически обоснованные расчеты на работы и услуги в тарифе на 2019 год, согласно п.31 ПП РФ №491. Прокуратура и администрация и ГЖИ их поддерживают, заявляя, что они представили вам голые цифры, это и есть расчет .
Ситуация неоднозначна и в основе все исходит от несовершенства законодательства. И об этом ниже…
При утверждении новых тарифов — управляющие обязаны обосновывать тарифы
При утверждении новых тарифов управляющие должны соблюсти процедуру уведомления с предоставлением расчета и экономического обоснования — об этом я писал в статье ранее.
Речь идет о тарифа за услуги и работы управляющих (например — строка «содержание жилья»), а не о коммунальных тарифах.
Но все было бы хорошо, если бы законодатель предусмотрел о том, как должен выглядеть расчет и экономическое обоснование.
Управляющая обязана перед собранием за 30 дней предоставить собственникам расчет (смету) по новому тарифу, которые предлагает организация. Требований к содержанию расчета в законе отсутствуют, поэтому по сути это может быть таблица с указанием вида работы и его стоимости в предлагаемом тарифе.
Обязана ли управляющая детализировать перечень работ и услуг, тоже вопрос прямо не урегулирован. Но на этот случай следует обратиться к стандарту управления (Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
Перечень работ и услуг обязателен
Разделом 3 Стандарта управления предусмотрена обязанность управляющих предоставлять собственникам проект перечня услуг и работ для утверждения его собственниками.
В итоге если управляющая предоставила вам расчет без указания конкретных работ, то запрашиваем проект перечня работ и услуг, а также акты осмотра, из которых будет явствовать необходимость выполнения тех или иных работ, наличия дефектов общего имущества и т.д.
Экономическое обоснование тарифов
Одним из стандартом управления является произведение расчета и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ) — пп. «в» п. 4 Стандарта управления.
Да, норма и такая есть, но как она должна исполняться — нигде не написано. Вероятней всего, здесь заложен смысл, что:
- работы и услуги должны быть реальными, а не просто на бумаге. Если есть потребность сделать работы, то такие работы надо предусмотреть и включить в тариф
- при выборе подрядчиков, стоимость услуг и работ которых будет включена в тариф, необходимо исходить из наилучших финансовых условий для собственников
Также экономическое обоснование имеет место быть, когда собственники проводят в одностороннем порядке собрание и снижают действующие тарифы без учета реального положения дел. Например, был тарф 23 р./кв.м., а собственники ни с того ни с сего взяли и его уменьшили до 15 р./кв.м. без наличия на то обоснованных расчетов и по сути собственник выдают «желаемый» тариф за «действительный», который объективно не соответствует ценам на рынке.