Правительство разместило Проект стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Сделаем обзор Стратегии в части сферы управления МКД.
Отмена лизензирования УО в 2025 года
Правительство считает,что лицензирование деятельности по управлению МКД в 2025 года должно прекратиться. Вместо лицензирования УО:
- руководители и заместители руководителей УО с 2025 г. должны иметь аккредитацию в одной из негосударственных независимых организаций проверки профессиональной квалификации;
- иметь уставный капитал не менее установленного размера;
- минимально необходимую материально техническую базу (при выполнении услуг и работ своими силами);
- страхование рисков управления МКД;
Претензионный порядок обращений в ГЖИ
Предлагается внести изменения, согласно которым обращения собственников помещений в МКД рассматриваются
органами ГЖН при соблюдении обязательного предварительного претензионного порядка рассмотрения
управляющей организацией обращений таких собственников.
Непосредственный способ возможен в домах с любым количеством квартир
Предлагается оставить три способа управления, но установить, что способы управления МКД не
ограничиваются количеством квартир в МКД.
Ограничение ответственности УО и ТСЖ в пределах тарифа на содержание
Предлагается установить в ЖК РФ, что УО и ТСЖ несут ответственность за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД в пределах договора управления МКД или годовой сметы доходов и расходов ТСЖ, жилищного кооператива.
В случае отсутствия решений общего собрания собственников помещений в МКД о заказе необходимых услуг и работ – они несут ответственность за последствия непринятия таких решений.
Основой предложения управляющими организациями собственникам помещений перечня и стоимости услуг и работ по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД является установленные управляющими организациями цены на каждую услугу и каждую работу на единицу выполнения таких услуг и работ.
Налоговые льготы для УО и ТСЖ
Имеются большие проблемы, связанные с несовершенством налогового
законодательства.
Налоговый кодекс РФ:
- не учитывает, что ТСЖ, жилищные кооперативы являются некоммерческими организациями, основная цель создания которых деятельность в интересах собственников помещений в МКД по управлению, содержанию и ремонту общего имущества по ежегодной смете доходов и расходов и обеспечение предоставления коммунальных услуг. На этапе эксплуатации МКД эти организации осуществляют деятельность по управлению МКД не для получения доходов, а как уставную деятельности на основе членских отношений;
- не предусматривает освобождение от налогообложения доходов от использования общего имущества в МКД в случае принятия решения общего собрания собственников о передаче отдельных элементов общего имущества в пользование третьим лицам.
Предлагается:
- выделить из состава общего размера платы, получаемой управляющей организацией, стоимость отдельных работ и услуг, фактически выполняемых подрядными организациями. Но выполнить эти условия применения льготы по НДС, установленной пп.30 п.3 ст.149 НК РФ для управляющих организаций, практически невозможно Попытки применения таких льгот неизбежно вызывает споры с налоговыми органами и отказы;
- предусмотреть освобождение от налогообложения доходов собственников помещений в многоквартирном доме от передачи в пользование общего имущества, доходов от деятельности по управлению многоквартирным домом товариществ собственников жилья и иных доходов от хозяйственной деятельности товарищества,
- сформировать единые и понятные условия освобождения от налогообложения деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющими организациями, вне зависимости от способа
осуществления такой деятельности.